Фильм «Седьмая печать» вышел на экраны в 1957 году. Автор и режиссер картины – швед Ингмар Бергман. Это третий проект Бергмана после провальной драмы «Кризис» и достаточно успешной мелодрамы «Дождь над нашей любовью». В картине «Седьмая печать» автор пробует себя в жанре философской притчи.
По следам сценариста
В центре сюжета Антониус Блок – рыцарь, возвращающийся домой после десятилетних крестовых походов вместе со своим оруженосцем Йонсем. Во время отдыха на берегу моря за Антониусом приходит смерть – мужчина в черном плаще. Не желая уходить из мира живых, рыцарь предлагает смерти сыграть в шахматы.
Награда за победу – жизнь. Закончить Партию мешает проснувшийся оруженосец. Так Блок получил отсрочку и возможность продумать план, как обмануть смерть.
Продолжая свой путь домой, в одном из городов Антониус посещает церковь. Во время исповеди он рассказывает священнику о своем хитром замысле, не подозревая о том, что за перегородкой находится сама смерть. Так главный герой впервые осознал, что смерть всегда рядом.
За время своего вынужденного странствия Антониус и Йонс встречают молодую семью бродячих актеров, спасают девушку от насильника, становятся свидетелями сожжения горожанки, обвиненной в колдовстве, видят опустевшие после чумы деревни. Всюду за ними следует смерть, желая закончить начатую партию.
Каждый день наблюдая разрушения и гибель людей от чумы, Антониус, участник походов за веру, отрекается от Бога. Он начинает думать, что Создатель – всего лишь порождение человеческого страха. А идущая по пятам смерть наталкивает на мысль о том, что миром правит Сатана, ибо не может милосердный Бог допускать такие страдания. Блок бросает вызов всем: смерти, Сатане, Создателю. Он зовет новых знакомых в свой замок, обещая им укрытие от чумы. Теперь его цель – не собственная жизнь, а спасение других.
Блок проигрывает войну со смертью, которая забирает с собой спасенную девушку, оруженосца, Антониуса и его жену, присоединившегося к ним кузнеца. В живых остается лишь бродячий актер со своей семьей – пешки на большой шахматной доске. Но Блок считает, что эта битва самая важная, ведь жизнь будет продолжаться.
Фильм был снят во внутреннем дворе киностудии за 35 дней. Из-за короткого съёмочного периода и малого бюджета от этого кино критики не ожидали ничего грандиозного. Удивительно, но после просмотра картина «Седьмая печать» была отмечена множеством восторженных отзывов и специальным призом Канского кинофестиваля.
Интересное на сайте:
“Содом и гоморра” фильм 1962 года
Несколько слов о режиссере
Ингмар Бергман получил всемирное признание как режиссёр еще при жизни, а его произведения относят к классике театра и кино, несмотря на то, что первый киноопыт драма «Кризис» (1946 год) был провальным. Но уже, анализируя мелодраму «Дождь над нашей любовью», снятой в том же 1946 году, критики пророчили ей головокружительный успех.
Бергман режиссировал более 60 кинематографических и телевизионных проектов, свыше 100 театральных постановок, которые были поставлены в 30 европейских театрах. В своей работе Ингмар Бергман зачастую выступал не только в роли режиссера, но и оператора, сценариста, актера и продюсера.
Классик не использует яркие спецэффекты, массовые сцены, которые так любят зрители. Бергман делает акцент на портретном плане, чтобы ни одна человеческая эмоция не осталась без внимания. Его фильмы малобюджетны даже своему времени, в них нет ничего лишнего, раздражающего, что бы могло помешать зрителю погрузиться в сюжет, прочувствовать характеры героев.
Своим революционным авторским видением кино и театра 50-ых годов Ингмар Бергман на несколько десятилетий опережал время, за что был удостоен 7 «Золотых пальмовых ветвей» кинофестиваля в Каннах, 4 премий «Оскар» и многих других престижных наград мира искусства.
Читайте также:
Рассуждения без срока давности
Фильм Ингмара Бергмана «Седьмая печать»» 1957 года современному зрителю может показаться устаревшим, но как могут быть неактуальными попытки найти себя, смысл жизни, понять, что есть добро, а что зло? «Седьмая печать» – фильм, не имеющий срока давности.
На вопросы, поднятые режиссером, нет однозначных ответов. Это кино нельзя назвать легким, оно для думающих и желающих видеть нечто большее, чем видят другие.