Каждый этап жизни и становления человека имеет свое название. В традиции православия также называют периоды и устанавливают возрастные рамки. Задаваясь вопросом, до скольки лет младенца в церкви не причисляют к другой группе или с какого возраста ребенок считается отроком и до какого, прихожане могут ошибочно именовать чадо. Следует разобраться в православном возрастном описании, поскольку детей относят к двум возрастным группам — после младенчества человек переживает отрочество.
Содержание статьи
Классификация возрастных периодов в православии
Приход в православный храм часто сопровождается написанием записок для молитвенного служения. Правильное оформление подразумевает не только перечисление имен, но и сокращения перед ними. Сокращения могут раскрывать церковный сан, если таковой имеется, но чаще сокращения указывают на принадлежность человека к определенной возрастной группе.
Определяют, как называть ребенка: младенец или отрок по возрасту. Это касается не только начала жизненного пути: для всех этапов есть своя классификация, вплоть до самой телесной смерти:
- Младенец;
- Отрок;
- Отроча;
- Юноша или девица;
- Муж или жена;
- Старец или старица.
Человек начинает свой жизненный путь еще при зачатии. Этап рождения становится знаменательным событием, с этого момента новорожденный считается младенцем. Малыш не воспринимает мир так, как взрослые, поэтому его поведение и настроение часто связаны с повторением именно родительских поступков. Что младенец видит вокруг себя, то и делает сам. Поэтому считается, что до 7 лет человек не может отвечать за свои грехи, и Причастие детей проходит без исповеди священнику.
Переходный период из младенчества во взрослую жизнь — отрочество. Чтобы определить, до скольки лет отрок остается в своей возрастной группе, достаточно знать, что этот этап занимает вторую семилетку с момента рождения и длится с 7 до 14 лет. Третьей семилеткой можно считать следующий этап взросления и переход в юношество.
Период расцвета божий канон приписывает на юношество и девичество с 21 до 28 лет, когда человек созрел и набрался достаточной духовной силы, чтобы создать семью. В период семейной жизни с 28 до 56 лет люди соответственно приобретают имена муж и жена и носят их до перемены на старца или старицы. Старческим периодом называют 8-ю семилетку, которая начинается с 56 лет и длится до конца человеческих дней.
Кто такой отрок
Когда человек начинает познавать себя и отвечать за свое поведение, слова и поступки, это означает, что он вступает в период отрочества. Отроком церковный канон называет ребенка, достигшего 7-летнего возраста, но не перешагнувшего 14-летие. Новорожденная девочка, как и мальчик, именуются одинаково — младенец. Но в отрочестве, в нежном возрасте, девочку начинают называть обособленно. Ребенок уже понимает половые различия между людьми, поэтому и имена даются разные: мальчик до 14 лет - это отрок, девочка - отроковица.
Отрок и отроковица уже понимают силу своих действий и сами несут ответственность за свои грехи. Поэтому христианский возраст становления личности переносится в обыденную жизнь, как поступление в школу и прохождение первых ступеней обучения. Важно, чтобы молодые люди уже начинали с 7 лет различать злодеяния и хорошие поступки, получая благословение у священнослужителя.
Отрочество – важный период в формировании личности христианина
Определение, до какого возраста ребенок считается в церкви отроком, способствует облегчению оформления записок для проскомидий. Понимание взрослыми, что дети не всегда остаются маленькими, упраздняет вопросы из разряда: возраст отрока - это сколько лет после рождения или считается ли 7-летний ребенок младенцем. Появляется осознание родителей, что в этот жизненный период формируются взгляды и духовная позиция человека.
Если на младенца оказывает влияние окружающая атмосфера, то возраст отрока в православии говорит об осознанности совершаемых греховных действий. Роль взрослых в этот период не отходит на второй план, наоборот, христианам следует ответственно подойти к духовному воспитанию, предусмотрев несколько подготовительных мероприятий:
- объяснить, что такое Исповедь, как проводится и зачем она необходима;
- рассказать о таинстве Евхаристии, зачем необходимо проходить обряд причащения, как к нему подготовиться и что делать после;
- поведать смысл покаяния, как осознания своих грехов;
- рассказать, что такое молитва и какие молитвы существуют, что нужно читать в церкви или при выходе из нее;
- объяснить, что такое пост, зачем люди постятся в течении многих дней, и какой рацион подходит для питания в постные дни;
- оказать помощь при подготовке к первой исповеди или причащению, детально описав процесс.
Отроческий возраст способствует лучшему усвоению знаний, поскольку дети уже пропускают информацию через призму осознания. При этом продолжают наблюдать за образом жизни своих родителей. Невозможно стать христианином за один день в момент наступления 7-летия или другого возраста.
Для родителей важно, чтобы духовный рост происходил постепенно и планомерно. Близкий контакт и доверительные отношения помогают настроить молитвы для сна ребенка отрока, прозвучавшие от матери или отца. Дети охотно будут повторять за родителями молитвы или ходить всей семьей на церковные богослужения.
Взрослые могут постепенно вводить детей в курс дела. Настаивать при этом на самостоятельности в духовной сфере нет необходимости. Лучший способ духовного воспитания — собственный пример. Если семья придерживается христианской жизни и чтит законы православной церкви в течении всей жизни ребенка, то естественным путем развития личности будет дорога его родителей.
Излишняя настойчивость может обернуть кругозор в противоположную сторону. В отрочестве человек уже понимает, что такое грех, поэтому влияние сверстников проходит через принятие или непринятие. Стремление к духовному росту воплощается и в нравственном окружении.
Развитие духовной основы для личности христианина может подвергаться проверкам современных устоев, включая игроманию, поклонение звездам шоу-бизнеса, зависимости от веществ, изменяющих сознание. Начиная с рождения, человек впитывает информационное поле вокруг, что откладывается в его подсознании.
Совет. Неправильно полагать, что младенцы не запоминают и не усваивают ключевые моменты, поэтому уже с 2 лет можно читать с ребенком молитвы. Родителям следует брать за основу Божественные принципы и доносить их до младшего поколения, не следуя советам из средств массовой информации.
История святых отроков в Христианстве
Долгая история Христианства стала свидетелем не одного случая непоколебимой веры в Иисуса Христа. Согласно Священному Писанию, не только взрослые обладают твердостью и решимостью веры, но и отроки. Увековечены имена семерых людей, сохранивших веру, несмотря на страдания:
- Дионисий;
- Мартининан;
- Антоний;
- Константин;
- Максимилиан;
- Иоанн;
- Иамвлих.
Тексты притчи передают, что III век стал для древнего города Эфес поворотным. Эфес подвергся вторжению языческого императора Декия, а христиане терпели ущемление прав и принуждение к совершению языческих ритуалов. Декий требовал массовое жертвоприношение на центральной площади для задабривания дохристианских идолов. Неповиновение указам императора сулило людям смертельное наказание, но многие рисковали жизнями, чтобы не менять своей веры и не приносить дары чужим богам.
Во время репрессий на военной службе в городе находилось семеро ребят, объединенных дружескими узами и переживающих тяготы вместе. Видя, что многих горожан безжалостно убили, а других обратили в языческую веру, мальчики оплакивали потерянные души. Из-за человеческого предательства друзья остались крайними в нежелании совершать обряды и оказались в ответе перед императором.
Декий не стал убивать друзей, но унизил, сняв военные пояса. Перед тем как отпустить отроков, властитель дал им время, чтобы поменять решение. Мальчики использовали отведенное время, чтобы найти убежище у горы Охлон. Пещеры у подножья горы стали временным вместилищем их веры в Господа.
Время, которое эфесские мальчики тратили на поиски убежища и нестихающей молитвы, император проводил в военном походе. Его возвращение означало необходимость обнаружения тайного местоположения и передачу молодых христиан суду.
Поиски, начавшиеся по всему городу, стали известны и отрокам, поскольку младший Иамвлих выходил из пещеры за едой для остальных. Узнав о намерениях императора, мальчики стали молиться еще усерднее и самоотверженней. Постоянные молитвы забрали у мальчиков последние силы.
Император Декий отправлял отряды на поиски, ему помогали язычники и иудеи. Чтобы узнать, где молятся молодые христиане, властитель наведался в семь знатных домов, откуда и происходили мальчики. Обнаружить друзей смогли в пещерах, обессиливших и заснувших с призывами к Богу на губах. Посчитав, что лучшим наказанием будет смерть, Декий приказал заложить пещеру с христианами внутри.
В рядах имперских служащих были не только отступники, но и тайные христиане. Двум из них пришлось выполнять приказ и замуровывать пещеру со спящими Святыми отроками. Чтобы увековечить силу веры, вынужденные каратели решили вырезать на табличках имена мучеников и указать причину их смерти. Свинцовое напоминание хранилось в ящике рядом с пещерами.
Свидетельство божественной силы явилось людям через 200 лет после закупоривания пещеры. Строительство на участке открыло проход, и отроки проснулись. Младший Иамвлих пошел в город, чтобы закупить еды для остальных, но город его не узнал.
Чтобы доказать, что друзья проснулись, мальчик привел управление города к пещере, где те увидели еще шестеро живых Святых. Действующий император, моливший о чуде, встретился со Святой семеркой, после чего они уснули смертельным сном. По настоянию отроков их мертвые тела так и остались лежать в пещере.
Заключение
Отрочество — возраст становления христианской личности. В этот период с 7 до 14 лет следует обучать детей основам нравственности и Божественным принципам на примере старшего поколения. Понимание церковных заповедей и примеры родителей дают отрокам почву для дальнейшего духовного роста.