Расцвет духовной и хозяйственной деятельности Святогорского монастыря приходился на период с середины XIX до начала XX века. Нам, конечно, интересно, как и чем монахи жили, что производили, покупали, продавали… Оказывается, это интересует и серьезную науку. Ей есть чему поучиться на примере общинного хозяйства. Предлагаем вниманию читателей научную статью.
Содержание статьи
Из истории Святогорской обители
Хозяйственная жизнь религиозных общин – область экономики, наименее изученная наукой… Хозяйство религиозных общин всегда, видимо, представлялось ученым экономистам малоэффективным, по объемам обычно крайне незначительным, часто технически очень отсталым, почти натуральным, в целом мало организованном. Какой смысл, казалось, изучать то, что вскоре придет к полному упадку, и из исследования чего нельзя сделать сколько-нибудь полезных выводов для будущего развития всей экономики?
И все-таки, как показывает экономическая история, “общинные хозяйства” неизменно существовали в любой экономической системе, оставаясь вполне жизнеспособными даже в условиях экономических кризисов. В чем причина их устойчивости и гибкости? Рассмотрим конкретный пример – хозяйства Успенского Святогорского монастыря (г. Славяногорск, Восточная Украина)
В хозяйственном отношении Святогорский монастырь до Октябрьской революции был одним из самых эффективных и процветающих монастырских объединений. В конце XVIII века он имел 30 тыс. десятин только одного леса (десятина – 1,09 га), к хозяйству было приписано 2 тыс. крестьян. В 1787 году монастырские земли были подарены Екатериной II Потемкину.
Вторично Святогорский монастырь был открыт в 1844 г., когда новые владельцы святогорского имения, Потемкины, выделили под монастырь 70 десятин и капитал в 10 тыс. руб. В монастыре проживали только 24 человека , но он сумел быстро восстановиться. Уже через 30 лет по числу богомольцев – прямых “инвесторов” экономики монастыря – Святогорск конкурировал даже с Киево-Печерской лаврой: за год монастырь посещало до 80 тыс. богомольцев, только к большим праздникам сходилось от 8 – до 15 тыс. человек.
Основная масса паломников – крестьяне, казаки, люди далеко не богатые, однако, по свидетельству очевидцев, пожертвование одного паломника могло составлять от 800 до 1 тыс. рублей. В середине XIX века число монахов достигло 300 человек, а к началу XX века – 500. C 1859 года по 1868 г. монастырь построил громадный Успенский собор, обошедшийся общине в 300 тыс. рублей.
К концу XIX века обитель располагала кирпичным свечным заводами, двумя мельницами, двумя пасеками по 300 ульев каждая, слесарной, столярной, бондарной, колесной, малярной и портняжной мастерскими, кузницей постоялым двором в Славянске; монастырь вел и свой рыбный промысел. В летние месяцы, во время наибольшего стечения паломников, доходы монастыря достигали 30 тыс. рублей.
На хозяйственном хуторе, располагавшемся в нескольких километрах от монастыря, находились мельница, где на четыре жернова засыпалось сразу 500 четвертей муки, (1 четверть – 209,91 л), мукосейная, пекарня (на 1 чан шло 50 пудов (муки, выход – 65 пудов хлеба), было развито животноводство (одних только волов насчитывалось до 100 голов). В самой обители на хозяйственном дворе располагались санное и тележное заведение, делавшее в зимнее время до 50 экипажей; механическая мастерская на 5 станков; слесарня на 4 станка; кузница на 4 горна, столярная мастерская на 12 станков; свечной завод.
Экономика Святогорского монастыря
Экономически обитель была настолько крепка, что находила возможность не только принимать тысячи паломников (с бесплатным питанием и проживанием за счет монастыря), но и помогать окрестному населению. Так, погорельцам-крестьянам монастырь выделял по 10-15 руб., помогал отстроить избу (стоимостью в 300 руб.), выделял телеги и скот. Большая часть жителей окрестных сел работала в монастыре, дело находилось даже детям и инвалидам.
Обычно обитель нанимала ежегодно до 200 работников с высокой оплатой (от 80 до 120 руб. в месяц) и бесплатным питанием. (Немирович-Данченко В.И. Святые горы. СПб., 1880; Описание Святогорского монастыря, 1828/Харьковский обл. архив. Фонд N 3. Опись N 71. Дело N 371.).
Вскоре после Октябрьской революции в 1924 г. Святогорский монастырь был, как и большинство православных монастырей, закрыт. Все имущество было конфисковано и передано пансионату, созданному на монастырских землях. В советское время Покровский храм использовался под бассейн, сауну, столовую пансионата, Успенский собор – под кинозал. Вновь открыт монастырь был только почти через 70 лет – в 1992 г. В течение десяти прошедших лет монастырь занимался восстановлением обители. Были полностью отремонтированы три храма, заново отстроен деревянный храм на так называемой горе Фавор.
В наши дни обитель насчитает 90 монахов, все они – «трудники», то есть участвуют в хозяйственном труде; на строительстве (подсобные работы), в трапезной, свечной, швейной, сапожной и столярной мастерских, в минипекарне, и монашеских кельях, на огороде и пасеке. В экономической жизни монастыря монахи участвуют 10-12 час. в сутки.
Число паломников в (большие праздники достигает 5- 7 тыс. (так, на Иоанна Затворника в 2001 г. монастырь посетило 5 тыс., на Пасху в 2002 г. – около 7 тыс. человек). Среднее число посещающих монастырь (и чаще всего остающихся на 1-3 дня) колеблется в пределах 50-60 человек в день. На это число рассчитаны мастерская, трапезная и кельи. Общее число посещающих монастырь может достигнуть 20-30 тыс. в год. А ведь паломники – это прямые «инвесторы» монастырского хозяйства.
Если пожертвования в пользу монастыря в XVIII-XIX вв. достигали значительных сумм (до 1 тыс. руб. от одного человека), то в наши дни (из-за крайне низких доходов большинства жителей Украины и низкой общей религиозности) большинство паломников либо вовсе не делают «пожертвований», либо оставляют не более 1-2 гривен. В среднем такие «пожертвования» делает 1 человек из 50 посетивших монастырь. Основные денежные суммы паломник тратит на свечи, иконы и заказ церковных служб.
Большинство посетителей храмов и иконной лавки приобретают самый дешевый «товар»; свечи и иконки. В иконной лавке большой выбор относительно недорогой религиозной литературы, однако покупают ее редко. Средняя одноразовая «покупка» посетителя монастыря колеблется от 2 до 10 гривен. По нашим весьма примерным подсчетам, средняя ежедневная «выручка» монастырского хозяйства составляет всего 300 гривен. И это при том, что почти 60 паломников обеспечиваются бесплатным питанием и жильем!
Святогорский монастырь в наши дни
В настоящее время хозяйство Святогорского монастыря включает 8,5 га пахотных земель, из них только 1 га занят под огороды (монастырская земля – каменистая, не удобренная); пасеку на 30 ульев (600 в XIX в.); молодой сад (4 га); 4 коровы породы «Украинская степная»; 10 единиц техники, в том числе один физически и морально изношенный трактор; 19 га окружающего монастырь леса остаются заповедными. Монастырская теплица (10 на 4 м) – пленочная, с паровым обогревом, со старым, крайне изношенным оборудованием; теплица используется только для выращивания рассады (половину составляет рассада цветов).
Один из основных источников воды – горный ручей за стенами монастыря. Кирпичный завод, мельницы и птичник, существовавшие в XIX в., не восстановлены. Свечной завод расположен далеко за пределами монастыря (причем своего воска не хватает). Хозяйство содержит (напомним, что данные в этой статье – за 2002 г.) 90 монахов, 50-60 ежедневных паломников и до 40 наемных рабочих строителей, то есть не менее 200 человек.
Следует учесть, что определенная часть денег до монастырского хозяйства не доходит из-за нищих (от 5 до 10 человек перед воротами монастыря, «заработок» которых может составлять до 100 гривен в день) и торговцев, продающих те же крестики, а также продукты питания, книги и посуду с видами монастыря, которую охотно покупают паломники.
Далеко не все монастырские хозяйства находятся в столь тяжелых условиях. Такие крупные монастыри, как Оптина пустынь, Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь, то есть прежде всего «ставропигиальные», находящиеся под прямым руководством патриархии, имеют достаточно крупные и развитые хозяйства. Однако важно понять другое – в любом случае остается неизменным принцип благотворительности, всегда лежавший в основе хозяйственной деятельности монастырей.
Некоторые денежные вливания могли бы обеспечить принимающие постриг. Однако в Святогорском монастыре подавляющая часть «поступающих» – бывшие студенты, аспиранты, пенсионеры, то есть люди небогатые. К тому же, согласно монастырскому уставу, принимающий монашеские обеты распоряжается своим имуществом по личному усмотрению и монастырское начальство не имеет права оказывать на него какое-либо давление.
Неужели от разума никуда не деться?
Исследователи сталкиваются со странным парадоксом: очевидно, что монастырское хозяйство не эффективно, испытывает острую нужду даже в самом необходимом – в земле, технике, деньгах, по-сути – хозяйства нет – и тем не менее оно существует.
Где истоки такой жизнеутверждающей силы? Главные причины, думается, лежат за пределами экономических категорий. Но в то же время можно выделить и ряд чисто экономических факторов.
- Это – широкое использование «бесплатного» (вернее – крайне недорогого) труда: паломников и самих монахов – труд для всех, включая высший монашеский сан (паломник, живущий в монастыре более 3 дней, обязан принять «послушание», то есть трудиться на монастырь; прекрасная деревянная церковь на г. Фавор была построена за один год бригадой из 12 человек практически бесплатно – «за еду»); монастырь охраняется бесплатно запорожским казачеством и т.д.
- Монастырь – своего рода «свободная экономическая зона», освобождению от уплаты налогов государству, от арендной платы за землю.
- Низкие цены на предоставляемые монастырем «товары» и «услуги» по сравнению с приходскими церквями, безусловно, привлекают «покупателей».
- Высокий уровень благотворительной «поддержки». Так, Святогорскому монастырю оказывают постоянную материальную помощь руководители Донецкой области и ряд коммерческих фирм в последние годы монастырю переданы несколько старых, крайне запущенных зданий на сумму около 50 тыс. гривен; без помощи губернатора монастырь не смог бы выкупить свою бывшую собственность. Все это своего рода безвозмездные субсидии.
Монастырское хозяйство – уникальный феномен современной экономики, хозяйство, основанное на благотворительности и существующее ради благотворительности.