Поиск

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны


В течение многих веков Русь, а после Российская империя, была православной землей. Но ситуация изменилась в переломный 1929 год, когда в стране произошли существенные изменения. В том числе сменился политический курс по отношению к религии. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны над Русской Православной церковью уже была угроза полного уничтожения. Правительство СССР объявило «безбожная пятилетка» — религиозным пережиткам не было места в новом государстве. Количество действующих храмов сократилось до нескольких сотен по всей стране, а выжившие архиереи были отправлены в лагеря.

День фашистского нападения — воскресенье 22 июня 1941 года, как по насмешке, совпало с празднованием памяти всех святых. Казалось бы, такое должно было лишь обострить отношения между церковью и государством. Но в первый день войны митрополит Сергий, представитель Русской Православной Церкви, поддержал и ободрил верующих, пришедших в московский Богоявленский собор.

Митрополит Сергий в конце своей проповеди произнес поистине пророческие слова: «Господь нам дарует победу!». Сразу после этого по всем сохранившимся приходам разошелся напечатанный им текст, и тогда в храмах начали читать молитву об избавлении от вражеского нашествия.

О роли Православной Церкви в Великой Отечественной Войне

Церковь была отделена от государства, но не от своего народа!

Распространявшиеся воззвания священнослужителей несли одну мысль: «Церковь зовет к защите Родины». Послание митрополита содержало патриотичный призыв не оставлять Русскую землю и не искать выгоды по другую сторону фронта. Позиции митрополита придерживались и многие другие священнослужители, находившиеся в ссылке или бегах.

Митрополит Алексий Симанский поддержал послание из Ленинграда, ещё не зная о страшной участи города. Сподвижником стал митрополит Николай, разъезжающий по поселениям и поддерживающий людей.

Не остался в стороне митрополит Вениамин, мигрировавший в Америку. 2 июля 1941 года он выступил перед многотысячным митингом в Медисон-Сквер-Гарден, призывая американский народ выступить союзниками СССР. Особенно он подчеркнул дату нападения немецкой армии, считая это особым знаком, демонстрирующим что именно православный народ СССР способен победить врага.

Многие иерархи открыто выражали отношение Церкви к войне, признавая её освободительной. Характеристика их действий не будет полной, если не знать — действовали они на свой страх и риск. Их послания были признаны незаконными. Но не только словами, но и делом Русская Православная Церковь продолжала поддерживать народ.

Такая позиция и деятельность Церкви имели свой вес для христиан СССР, которые сражались на фронте или трудились в тылах. Прежнее притеснение было забыто, начавшаяся война коренным образом изменила обычный уклад жизни в СССР. Изменилось и положение Православной Церкви — реальное положение дело заставило Сталина пересмотреть религиозную политику. Решение было принято быстро, Иосиф Сталин объявил о нем в своем обращении к народу, и больше ничего не препятствовало распространению патриотических воззваний от Церкви.

Значимость Русской Православной Церкви сложно переоценить. Все немецкие войска получили четкое указание: не дать возродиться церкви. Словно руководство Германии понимало — против веры им не победить. Такая политика подтверждалась в действиях оккупационных властей — митрополитов расстреливали на месте, а храмы и церкви разрушали. Ситуация изменилась к 1943 году, когда немцы начали восстановление храмов на оккупационных территориях в попытках остановить неизбежный проигрыш.

Три главных мифа о деятельности Русской Православной Церкви в военное время

Миф 1: вклад Церкви ничтожно мал

Отношения государства с Православной церковью сложно назвать дружескими, потому и появился такой миф. На протяжении всех военных лет Церковь не только молилась о победе, но и помогала фронту.

30 декабря 1942 года митрополит обратился к прихожанам с просьбой о сборе денежных средств для создания танковой колонны. В одной лишь Москве было собрано два миллиона рублей, а по всей стране — 8 млн рублей. Пожертвования пришли даже из блокадного Ленинграда.

Подобные сборы шли на протяжении всей Великой Отечественной Войны. Деньги собирали на танки, на боевые самолеты. Церковь передала даже серебряные ризы с икон и драгоценные кресты. Общая сумма, собранная церковью за все годы войны, составила 200 миллионов рублей.

Миф 2: Сталин тайно поддерживал церковь

Многие продолжают так считать, ведь Русская Православная Церковь выжила, несмотря на все гонения от государства. Это совершенно не так: товарищ Сталин ни тайно, ни явно не помогал церкви. Напротив, именно его политика привела к сокращению храмов по всей необъятной стране практически в 10 раз. Это легко объяснимо: Церковь всегда поддерживала императорскую семью, уничтоженную большевиками.

Не прекратился антицерковный террор и с началом войны в 1941 году, несмотря на всю оказываемую поддержку фронту со стороны священнослужителей. Всё разом изменилось лишь в 1943 году. Сталин позволяет возобновить работу храмов, духовных семинариев и даже избрать патриарха. Были помилованы многие священники, находившиеся в лагерях.

Подобное отношение было продиктовано исключительно политическими соображениями. В 1943 году немецкие войска были уже успешно отброшены не только от Москвы, но и с большей части России. Оставалось освобождение Украины и Белоруссии, но там фашистские власти проводили особую политику по склонению настоятелей храмов на свою сторону.

Миф 3: вся поддержка Церкви была продиктована страхом перед советской властью

Оспорить этот миф сложнее: руководство СССР действительно не жаловала Церковь. Долгие годы происходили гонения из страха. Самой Церкви от врага по сути ничего не грозило по определенной причине. Третий рейх всегда намеревался использовать духовенство против правительства СССР и Сталина. Политика безбожной пятилетки лишь располагала к предательству со стороны Русской Православной Церкви. Но Гитлер недооценил дух патриотизма и не предполагал, что именно Церковь и возрожденная вера станет одной из движущих сил советской армии.

Никакой страх не мог бы заставить священнослужителей помогать народу — лишь их вера в победу. Многие пошли служить на фронт, сражаясь с оккупантами на передовой. Другие начинали сбор средств для поддержания армии и активно трудились в тылу.

Великая Отечественная Война стала ужасным испытанием для советского народа. И стала спасением русского духовенства от полного уничтожения. Новый вектор взаимоотношений между властью и церковью привел к укреплению государства и победе в войне.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Жизнь в православии | православие и современность
Поддержка: toppromote.ru