«Царю небесный» – одно из названий православной молитвы Святому Духу. Это крайне важная для православных молитва. Считается, что это один из самых сильных священных текстов.
Содержание статьи
История молитвы
Кто и когда составил молитвословие, доподлинно неизвестно. Исследователи христианской истории считают, что оно появилось во второй половине IX века в Византии. Такие выводы сделаны на основании того, что текст отсутствует в Студийском уставе – книге, которая содержит богослужебные правила и составлена в начале IX века. В уставах, которые появились позже, молитва уже присутствует.
Изначально текст молитвословия был написан на греческом. После составления алфавита для славян он был переведен на церковнославянский. Поскольку текст был составлен до раскола христианской церкви на православную и католическую, который произошел несколькими годами позже, его используют и католики, и православные (существует вариант на латыни, а также на национальных языках государств, исповедующих католицизм).
Свое название славословие получило по двум словам, с которых оно начинается.
Толкование и значение молитва «Царю Небесному»
Молитва представляет собой краткое, но емкое обращение к третьему лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу. Именно Он наставляет человека на истинный путь и удаляет из его сознания нечистые, греховные помыслы. Поэтому обращение к Нему крайне важно для любого христианина. Поскольку природа человека омрачена первородным грехом, который совершили в райском саду его прародители, спасение без помощи Бога попросту невозможно. И Господь оказывает такую помощь через Святого Духа.
Когда читают молитвословие
Текст молитвы читают в следующих случаях:
- во время проведения литургического богослужения;
- при совершении утренней и вечерней молитвы в домашних условиях;
- в келейной практике (если речь идет о монашествующих).
Также молитвословие можно прочесть в любом случае, когда человек полагает, что чистота его помыслов и побуждений находится под угрозой и без помощи свыше он может совершить греховный поступок и отдалиться от Бога.
Правила чтения
Для чтения священного текста предусмотрены правила, которые отличаются от правил произнесения других молитв. В частности, он не произносится:
- от Пасхи до Вознесения (в этот период читают другое славословие – «Христос воскресе»);
- от Вознесения до праздника Троицы (в этот период вместо молитвы не читают вообще никакой священный текст).
Эти правила распространяются не только на духовенство, но и на мирян. Поэтому читать молитвословие в указанное время нельзя в том числе и во время утренней и вечерней молитвы.
Интересное на сайте:
Текст молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» на церковнославянском и русском языке с ударением
Ниже полностью приведен текст молитвы «Царю Небесный» на церковнославянском и русском языках. В церковнославянском варианте для облегчения чтения проставлены ударения.
Церковнославянский текст
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю,
Ду́ше и́стины,
И́же везде́ сый
и вся исполня́яй,
Сокро́вище благи́х
и жи́зни Пода́телю,
прииди́
и всели́ся в ны,
и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,
и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
На русском языке
Царь Небесный,
Утешитель,
Дух Истины,
везде пребывающий
и всё наполняющий,
Сокровищница благ
и жизни Податель,
приди
и вселись в нас,
и очисти нас от всякой скверны,
и спаси, Благой, души наши.
Читайте также:
Молитва «Воскресение Христово видевше»
В чем суть и сила молитвенного обращения к Святому Духу
Изучим суть текста и узнаем, в чем его сила.
Суть текста
Молитва состоит из одиннадцати строк и представляет собой краткое обращение к Святому Духу, которое также содержит много сведений о Нем. Условно ее можно разделить на две части – славословная и содержащая просьбу.
Первая включает в себя характеристики, присущие Святому Духу. Вот ее расшифровка:
- Первая строчка называет Духа Царем Небесным. Употребление слова «Царь» не случайно – ведь Он равен Отцу и Сыну и является таким же равноправным членом Троицы, как и Они. Именно поэтому христиане славословят Его, как Истинного Царя.
- Вторая строка говорит о том, что Дух – это утешитель. Это действительно так. Ведь Он, вселившись в человека, может принести ему радость, внушив мысль о том, что спасение возможно (даже несмотря на изначальную греховность человеческого существа).
- Третья строка говорит о Духе Истины. Это тоже весьма точное отражение фактов. Ведь Православная Церковь учит, что все ветхозаветные пророки и новозаветные апостолы и святые действовали под руководством Духа. По сути, именно Он написал рукой избранных людей книги Ветхого и Нового Завета, Он проповедовал от лица христианских святых.
- Четвертая и пятая строки говорят о том, что Дух везде пребывает и все наполняет. Это означает, что Бог во всех Своих ипостасях вездесущ. Подтверждение этого можно найти в книгах Ветхого и Нового Заветов. Например, пророк Иов говорит, что Господь «превыше небес» и «глубже преисподней» (Иов, 11:8), что, по сути, означает присутствие Бога в любой точке пространства единовременно.
- Шестая строчка называет Духа «Сокровищем благ». Смысл этого словосочетания в том, что именно Дух указывает христианам путь к спасению, внушая им благие мысли и отстраняя от неугодных Господу поступков, которыми человек может навредить и себе, и окружающим. А какое для истинного христианина благо может быть превыше спасения?
- Седьмая строчка называет Духа Подателем жизни. Это связано с тем, что христиане считают, что именно Он вселяет в человека душу при его зачатии, и таким образом действительно порождает земную жизнь.
Вторая часть священного текста начинается с его восьмой строки и включает в себя просьбы христиан, адресованные к Духу. Ниже приведена их расшифровка:
- Восьмая и девятая строки призывает Духа прийти к верующим и вселиться в них. Это – необходимое условия спасения, так как без помощи свыше человек в силу своей греховной природы не может в полной мере следовать пути, который ему указал Господь.
- Десятая строчка содержит просьбу очищения от скверны. Она подразумевает очищение от дурных помыслов, внушенных лукавым или возникших по причине человеческой греховности, которые могут стать препятствием в спасении. Также эта просьба содержит надежду на то, что Господь смилостивиться и простит уже совершенные человеком грехи и позволит ему войти в Царствие небесное, когда настанет конец времен.
- Последняя, одиннадцатая строчка содержит просьбу о спасении душ молящихся. Она не случайно помещена в молитву. Ведь спасение возможно только с Божьей помощью Человек без Господа – это беспомощное существо, которое подвержено действию собственных страстей и внешним искушениям, происходящим от нечистого духа. Поэтому исполнять заветы Бога самостоятельно он не в состоянии.
Сила молитвы
Молитву считают одной из самых сильных. Это связано с мнением, что в силу Своей вездесущности молитвенную просьбу быстрее всего услышит именно Святой дух, поэтому молиться следует в первую очередь Ему.
Но помните, что сила молитвы зависит не от конкретного варианта текста и не от того, какой ипостаси Бога она адресована, а от искренности устремлений молящегося. Молитвенное обращение будет эффективным только в том случае, если оно будет совершено от чистого сердца с подлинным намерением спастись.
Заключение
Молитва «Царю Небесный» – это молитвословие Святому Духу. Ее составили в IX веке в Византии. Вскоре после этого она попала в число канонических церковных текстов. Он используется не только РПЦ и другими православными, но и католической церковью. Молитву можно слушать на литургии или читать дома самостоятельно.