Как следует православному христианину относиться к снам и гаданиям? В наше время практически в любом книжном магазине вам предложат с десяток различных книжек-руководств по тому или иному «древнейше-вернейшему» способу гадания. Газеты – от провинциальных до столичных – пестрят гороскопами и рекламой «посланных, чтобы спасать» особ с иконами и свечами в руках и деланно-загадочным выражением лица.
Часто, особенно накануне больших церковных праздников, можно столкнуться даже с «православными» сонниками, гаданиями и приметами. Так как же следует относиться православному к тем или иным проявлениям современной «духовности»?
Содержание статьи
Можно ли верить снам, одобряет ли Церковь толкование снов?
Отношение к снам в Священном Писании неоднозначно. С одной стороны, мы встречаем в нем рассказы о пророческих снах Иосифа, Даниила, апостола Павла, с другой – пророк Захария предостерегает от ложных снов (Зах. 10, 2). Но духовная традиция Православия призывает нас не доверять снам. Не заниматься толкованием снов.
Часто бывает, что человеку вдруг начинают сниться яркие, запоминающиеся сны, которые впоследствии в той или иной степени сбываются. И по мере того, как сны сбываются, человек, поначалу и не веривший им, начинает думать, что Господь таким образом сообщает ему Свою волю, не задумываясь о том, кто же еще может быть источником подобных откровений.
Естественно, что начинающему «сновидцу» и в голову не приходит усомниться, достоин ли он таких «посещений Божиих». Далее человек начинает уже ждать таких снов, пытаться толковать сны, выстраивать жизнь в соответствии с ними. И… попадается на бесовский крючок. На моей памяти есть случай, когда мужчина, периодически видевший такие сны, задумался об их природе, лишь когда во сне ему было открыто, что он должен убить соседа.
И таких историй любой священник мог бы рассказать множество. Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что даже если какой-то сон будет послан нам Богом, но мы, опасаясь впасть в духовный самообман, не обратим на него внимания, Господь похвалит нас за такую осторожность и найдет другой способ предупредить нас.
Гороскопы и гадания
Когда человек обращается к гороскопам, гадает, зачастую им движет одно желание – узнать, что его ждет в ближайшем будущем, какие опасности его подстерегают, согласно пословице: «знал бы, где упаду – соломки б подстелил». И при этом совершенно забываются слова Христовы о том, что «без воли Божией ни один волос не упадет с головы вашей» (ср.: Мф. 10, 30).
То есть, пытаясь самостоятельно узнать свое будущее, человек как бы говорит: «Господь, я, конечно, понимаю, что Ты обо мне заботишься, но сейчас я хочу сам, без Тебя узнать, какие трудности меня ждут, и с ними справиться». И Господь оставляет человека по его же желанию один на один с теми испытаниями, о которых тот узнал. И в итоге, когда человек проходит через эту «мясорубку», он радуется тому, что был предупрежден о ней, не понимая, что не погадай он, эта трудность была бы преодолена с помощью Божией гораздо легче.
Не просто верить в Бога, а доверяться Ему
Что же касается волхвов, благодаря звезде пришедших поклониться родившемуся Богомладенцу, о чем часто вспоминают любители гороскопов, то в Евангелии сказано, что «они отошли в свою страну иным путем». Слова эти святыми отцами однозначно толкуются, как изменение их отношения к тварному миру, к звездам в частности. В тропаре Рождества говорится о том, что «звездам служащие звездою были научены поклоняться не звездам, а Истинному Богу».
Дело в том, что у нас должна быть не просто вера в Бога, должно быть доверие Ему. Представьте ситуацию, когда родители, отец или мать, переводят ребенка через дорогу. Ребенок маленький, но уже понимает, что дорога таит в себе разные опасности – машины, открытые люки, ямки, где можно споткнуться. И вот малыш начинает упираться, тянуть родительскую руку назад или же стремится вырваться и побежать вперед сам. Но единственное, что требуется от ребенка, – довериться родителям. Ведь они видят, что и машина еще далеко, и люк обойти можно, и поддержат, если дитя вдруг оступится.
Когда мы читаем молитву «Отче наш», называя Бога своим Отцом, мы должны воспитывать в себе доверие к Нему, как к Отцу любящему, заботящемуся о нас так, как мы не заботимся о своих детях.
Об отношении к снам вещает профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Осипов А. И.: