В основе фильма «Легенда о святом пропойце» (1988 год) – сюжет одноименной книги австрийского писателя Йозефа Рота, написанной в 1939 году. Главным героем романа автор сделал алкоголика с философскими взглядами на религию.
Сюжет позволил создать реалистическое произведение, наполненное экзистенциальной экспрессивностью. Этот материал не мог оставить без внимания итальянский режиссер Эрманно Ольми.
Неспешное повествование
Под мостом реки Сены живет давно опустившийся и потерянный для общества бывший шахтер Андреас Картак. Его жизнь ничем не отличается от других, подобных ему бродяг. Главная цель каждого дня – выпить, чтобы забыться. Прохожие давно не замечают Андреаса, кроме одного. Однажды солидный пожилой господин выбирает его для того, чтобы рассказать странную историю, в завершение которой оставляет бродяге и пропойце 200 франков – немалая сумма, вполне достаточная, чтобы начать новую жизнь.
Андреас давно смирился со своей участью, но не утратил чувства собственного достоинства: он не может просто так взять деньги от незнакомца. Тогда господин просит бродягу после того, как тот встанет на ноги, отдать эти 200 франков на нужды церкви. Картак соглашается, но выполнить обещание оказывается труднее, чем дать его.
Интересное на сайте:
“Павел, апостол Христа” – христианский фильм 2018 года
С этого момента начинаются муки главного героя, который хочет спустить деньги на вино, но сделать это ему не позволяет данное слово. В попытках проявить силу воли Андреас начинает замечать вокруг себя других людей со сложными жизненными ситуациями. Находясь на грани, герой никому не отказывает в помощи, даже тем, чья жизнь течет гораздо лучше, чем его собственная.
За наивность взглядов, простодушие и некую жертвенность Андреаса называют святым пьяницей. Однако главное обещание, на котором завязан сюжет фильма, герой выполнить не в силах.
Кино полюбилось зрителям за неспешность сюжета, отсутствие резкой смены планов, философские рассуждения о религии и смысле жизни.
Среди положительных сторон критики отметили виртуозную работу с деталями: благодаря особому видению кадра кинооператора, зритель не упускает ни одной эмоции при отсутствии крупных планов.
Отдельная тема для восторженных отзывов – музыкальное сопровождение, которое гармонично переплетается со смысловой нагрузкой сюжета, не перетягивая внимание сосредоточенного зрителя на себя.
Ложка дегтя
Говоря о картинах Эрманно Ольми, «Легенду о святом пропойце» называют второй после «Дерева для башмаков», а самого создателя – мэтром кино. Но не обошлось без тех, кто не разделяет мнения большинства, обвиняя Ольми в неумелых попытках совместить в своей картине неореализм и символизм. По мнению критиков, заявленный в начале фильма аллегоризм теряется с развитием сюжета. Под удар попадает и главный герой, «лишенный эмоций, с туманными взглядами».
Но даже эти строгие критики отмечают, что в целом картина не лишена определенного обаяния.
Читайте также:
Ставка на актера
Ошибочно утверждать, что Эрманно Ольми остановил свой выбор на Рутгере Хауэре лишь в качестве гарантии успеха для своего кино. Несмотря на то, что голливудский актер остался в истории кинематографа как злодей из боевиков, в фильме «Легенда о святом пропойце» он открылся зрителю с совершенно новой стороны своего профессионализма.
Давая интервью журналистам, Хауэр неоднократно подчеркивал, что не считает себя каким-то особенным, а съемки – это его работа, которую он просто хорошо делает. Однако, не прилагая особых усилий, если верить словам актера, Рутгер Хауэр оставляет в истории одну из своих лучших ролей. После выхода фильма на экраны критики назвали Хауэра транслятором христианской мысли.
Интересно. Что пишет о фильме сайт Кинопоиск.
Фестивальная история
Картину о святом пьянице признавали фильмом не для всех, артхаусным, фестивальным. Утверждения спорные, но на престижных кинофестивалях картина редко оставалась без внимания.
Фильм удостоен «Золотого льва» на 45-ом международном кинофестивале в Венеции. Режиссерская работа, кинематография, монтаж отмечены премией «Давид ди Донателло» в 1988 году, двумя «Серебряными лентами» за режиссуру и сценарий.
«Легенда о святом пропойце» – кино с открытым сюжетом. До конца не ясен замысел режиссера, характер главного героя, что позволяет зрителю сделать свои умозаключения. Картина Эрманно Ольми – хороший способ проверить образное мышление, умение выделять главное в потоке сознания, видеть прекрасное в безобразных, на первый взгляд, вещах и явлениях.