Проблема воцерковления детей актуальна во все времена. Тем более она актуальна сегодня, когда опыт православного детства имеет далеко не каждый человек. Хорошо, что нынешние родители стремятся сделать церковную жизнь понятной и близкой своим детям, приводят детей в храм, но крайне важно перед началом столь масштабного предприятия задуматься о двух вещах: для чего я привожу ребенка в церковь, и что необходимо делать для того, чтобы его пребывание там принесло желанный плод.
Содержание статьи
Метаморфозы, которые иногда происходят
С одной стороны, наблюдая за приходской жизнью сегодня, не устаешь радоваться – такое количество маленьких детей приходит в храм, так умилительно видеть на службе сосредоточенные детские личики. С другой стороны, то, наши дети в храме и на службе, и после службы, и в повседневной жизни проявляют качества отнюдь не христианские (грубость по отношению к старшим, жестокость по отношению к сверстникам, привычку сквернословить, лицемерие и прочие), несколько уменьшает меру нашей радости.
Когда же мы сталкиваемся с тем, что вчерашние отличники приходских школ радикально порывают с Церковью и слышим из их уст хулу на православную веру, тут уж есть отчего прийти в ужас. Почему же происходит такая удивительная метаморфоза, ведь, казалось бы, для воцерковления ребенка делается все, что только возможно?
Так, каждое воскресение мы тащим наших детей в храм, чтобы там, омываемое струями благодати Божией, оно все больше и больше возрастало духовно. Пока ребенок мал, походы в церковь проблемы не представляли, а вот сладить с подросшим карапузом бывает нелегко. Но и тут мы не теряем бдительности – когда пряником, а когда и кнутом, когда шантажом, а когда и угрозами нам удается завести на «освященную территорию» брыкающееся чадо. И облегченно вздыхаем: хоть и капризничает, и дуется, а все ж в храме побыл, хоть секундочку.
Бог – не автомат, выдающий искомое в ответ на комбинацию нужных действий
Приверженцев таких воспитательных приемов можно поздравить – они убивают сразу двух зайцев: расшатывают в ребенке элементарные нравственные устои и прививают отвращение ко всему, что связанно с церковностью. И это в лучшем случае. В лучшем, потому что чаще происходит вещь еще более ужасная – ребенок научается воспринимать храм и освященные вещи как некие магические средства, автоматически доставляющие жаждущим земные блага и жизнь вечную.
Стоит ли говорить, что о Христе, о любви Божией и о любви к Богу и ближнему такой «христианин» и не задумается? Бог для него – автомат, выдающий искомое в ответ на определенную комбинацию нужных действий в нужном месте.
Нельзя лицемерить в оценке своих отношений с Богом
Любого взрослого, а в особенности православного воспитателя, в его отношениях с ребенком подстерегает очень серьезное искушение – искушение «казаться, а не быть». Казаться «всегда правым» и «всезнающим», казаться более благочестивым, большим молитвенником, чем есть на самом деле.
Мы можем действовать из самых добрых побуждений, стараясь быть достойным примером для наших детей, но факт остается фактом: если мы лицемерим в самом главном – в оценке своих отношений с Богом, если мы ведем себя так, словно в нашей душе нет развивающегося, живого религиозного чувства и вся наша духовность сводится только к одному безрадостному «надо» и «должно», если мы не брезгуем насилием, обманом и подкупом, пренебрегаем свободой ребенка и добрыми отношениями с ним (а порой и с другими членами семьи) для исполнения этого «долга», тогда наши дети поступают мудрее нас, отказываясь принимать нашу безжизненность и лживость.
Поступая так, мы свидетельствуем, что «не знаем, какого мы духа» (Лк. 9:55), а значит, не имеем в себе этого духа и, соответственно, не можем давать его. Порой мы прибегаем к другой крайности и стараемся казаться «лучшими друзьями детей»: все понимающими и мягкими, безудержно веселыми и нетребовательными; мы начинаем панибратствовать с детьми и идти у них на поводу. Понятно, что ни к чему хорошему такие действия тоже не приводят.
Церковная жизнь – не тягостная, не скучная и не надуманная
Ребенок должен осознавать, что церковная жизнь – это жизнь напряженная, творческая, радостная, жизнь нелегкая, но не тягостная, не мучительная, не скучная и не надуманная. Осознать же это он сможет только в том случае, если церковная жизнь будет таковой для тех, кто ведет его в церковь.
Мы не можем похвастать таким сокровищем? Тогда честно признаемся себе в этом и не будем стесняться вместе с ребенком учиться приходить ко Христу. Это нисколько не умалит нашего авторитета, наоборот: признание своих ошибок и недостатков, равно как и терпение ошибок и недостатков ребенка – это прояление истинного смирения, подобного смирению Божию, Который «смирился до зела» ради нас, грешных.
Чрезмерная опека недопустима
Итак, начиная со своим ребенком путь в храм, нужно помнить, что шагать по этому пути придется вам вдвоем, поэтому стоит изначально позаботиться о достаточном свободном пространстве как для ребенка, так и для себя. Человек, который приводит детей в храм, должен осознавать, что он тоже идет молиться, обретать свой, уникальный опыт общения с Богом, а не ограничивать себя ролью няньки.
Чрезмерная опека и одергивания ребенка в храме недопустимы – в силу слабостей возраста дети несколько выходят из рамок привычного нам благочестия, и это нормально. Но полностью отрешаться от всего и вся, не обращать внимания на вопросы и просьбы ребенка, а особенно – на его явные шалости, нельзя. Пусть наше внимание к поведению ребенка будет ненавязчивым, но достаточно ощутимым.
Внимание к мелочам
Благоговение к святому месту и освященным вещам, равно как и уважение к окружающим, воспитывается, главным образом, мелочами. Вообще, в раннем возрасте предметы и отношение к ним имеет для ребенка огромное значение. Например, если мама позволяет себе регулярно опаздывать к началу службы, собирается в храм впопыхах, одевая лишь бы что, на бегу прикладывается к иконам, небрежно обращается с церковной свечой и т.д., то ее дитя усваивает, что поход в храм – не такое уж важное событие, и вести себя здесь можно достаточно вольно.
Поэтому нужно избегать суеты в храме и на пути к нему. Пусть даже настоящая любовь к службе, понимание ее красоты придет к человеку гораздо позже. До канонического нужно дорасти, как постепенно вырастает до понимания классической музыки тот, чей вкус с детства портили эстрадные мелодии; одно условие – этот рост возможен только у тех, кто действительно любит Музыку. Все великое приходит к нам из тишины, и наша задача – обрести эту тишину, а мы умудряемся превращать в суету даже самое сокровенное.
Не подгоняйте поведение ребенка под рапространенные шаблоны
Внутренний покой следует сохранять даже в том случае, если мы вынуждены проявлять твердость и наказывать детей за проступки. И строгость, и наказания в воспитании необходимы, но поводом к ним должно служить только явное преступление ребенком Божиих заповедей.
К сожалению, сегодня существует масса литературы, описывающей, как должны вести себя дети в храме. Да и на приходах очень часто можно услышать рассуждения из серии «Каким должно быть православное дитя»: дескать, вот Олечка – прекрасная девочка, вежливая, улыбающаяся, и тому поможет, и с этим поговорит; а вот Илюша малость не такой, как надо, тихий, замкнутый.
Порой, начитавшись подобных пособий и наслушавшись сомнительных речей, мы бываем несправедливы к собственному ребенку, подгоняя его поведение под описанный шаблон всеми возможными средствами, сокрушаясь, что наша кроха «не так православна», как Даша или Петя. С такими воззрениями христианину следует распрощаться раз и навсегда.
Учитывайте эмоциональный склад и темперамент ребенка
Воцерковление ребенка – процесс органический, естественный. В мире живого, созданного Творцом, не бывает ничего одинакового; так же неповторимы и уникальны наши дети. Нужно любить их прекрасную разность и радоваться ей. «…Принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил», – советует родителям протоиерей Питер Е. Гиллкист, директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, посвятивший немало статей проблемам воспитания в Православии.
Необходимо видеть ребенка и мир, который его окружает, таким, какой он есть. К сожалению, отсутствие такого видения в среде православных не редкость. Порой некоторые православные родители доводят до абсурда понимание богослужения как «единого на потребу». Их речь пестрит рассуждениями о «бесполезности жизни вне храмовой ограды», и в этой «бесполезной жизни» они и ведут себя соответственно, превращая существование своих близких в унылую серость.
Таким образом в ребенке пытаются воспитать понимание особой важности храмовой службы, забывая о том, что и мы, и наши дети должны учиться быть христианами не только в храме, но и в повседневной жизни, а, по выражению протоиерея Константина Островского, «желание «воспарить» над реальными насущными проблемами <…>, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни, превращает православие в «мечту о прекрасном», лишает детей трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям».
Учите ребенка быть христианином не только в храме, но и в жизни
Не каждый ребенок, повзрослев, станет монахом-пустынником. Где же учиться ему строить радостную, пронизанную взаимным вниманием и любовью жизнь среди людей, как не в собственной семье? А вместо этого часто он видит, как горе-православная родня, елейная в храме, никак не может ужиться друг с другом за его пределами. «…Оптимальный способ воспитания – пример благочестивого поведения самих родителей, семейные отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и любви, заботе друг о друге, чувстве ответственности друг за друга», – говорит иерей Сергий Тюрин.
Для того, чтобы сделать ребенка полноправным участником здоровых семейных отношений, непременно нужно расширять круг его домашних обязанностей. Независимо от нагрузки в школе, ребенок должен чувствовать свою ответственность за семью, за ту часть ее покоя и благополучия, которая зависит от него. Впоследствии свои умения дитя сможет проявить и в храме – помочь свечницам в уборке помещения или в трапезной – и тогда пространство храма станет для него еще более родным.
Не следует также лишать ребенка занятий по интересам, игр и общения со сверстниками для того, чтобы посетить все службы церковного года, – дисциплина, по словам отца Питера Гиллкиста, должна сочетаться с милосердием. Понятно, что должно обращать внимание на то, чем интересуется ребенок, что читает, смотрит по телевизору, с кем проводит время. Но удалять нежелательное из жизни ребенка следует, повторимся, руководствуясь законом Божиим, а не эгоистическими побуждениями.
Храм – это неупиваемая чаша, из которой ребенок должен черпать силы и вдохновение для полнокровной и насыщенной жизни, а совсем не «ненасытный Молох», требующий жертв и жертв. Из храма мы должны нести в мир радость и творчество, чистоту и здоровье. Пусть храм станет такой чашей для нас – будем учиться в нем терпению, доброте, снисходительности, восхищаться красотой и согревать свое сердце молитвой, и тогда малыш захочет прийти в церковь снова и снова.
Идите к богу вместе
Наш совместный путь в храм, наши старания увидеть истину о себе и о ребенке подразумевают постоянную обращенность друг ко другу. Наблюдая за поведением взрослых, замечая стремление родителей к искренности, спокойствию и трезвению, – то есть к настоящей плодоносной жизни во Христе – ребенок путем подражания научается воспринимать религию не как что-то навязываемое, постороннее, а как первейшую потребность человека.
Малыш, по справедливому замечанию М.В. Кравцовой, проникается «убеждением в том, что сюда, в храм, в дом Господень, его не просто так привели – красивое пение послушать, нет, пришли за самым важным, за самым главным, без чего нет настоящей жизни». Но это не означает, что у ребенка не возникнет никаких вопросов, что с ним не нужно говорить о духовном, потому что все его недоумения разрешатся сами собой.
Конечно, погружать дитя во все богословские тонкости разом не стоит, и в то же время давно замечено – адекватным языком с детьми можно говорить обо всем, в том числе и о Церкви. Можно рассказать детям о любви Божией, как советует отец Питер, рассказать им, что Господь сделал лично для вас и какие вы вынесли уроки. Можно читать вместе Священное Писание и жития святых, не забывая и о классической литературе, хороших сказках и приключениях.
Обсуждайте прочитанное, обращая внимание ребенка на правду и радость Евангелия, делитесь своими впечатлениями. Пусть беседы о вере будут именно беседами, а не сухой проповедью, ведь, по выражению русского православного философа И.А. Ильина, «Христа надо не проповедовать, а исповедовать».
Особо внимательное отношение к молитве
Еще одна очень важная форма общения христиан – это молитва. И в сознании ребенка молитва должна стать именно таким, связующим все и вся, звеном, а отнюдь не обязательным лингвистическим упражнением по утрам и перед сном. «В жизни любой семьи всегда найдутся простые житейские поводы для молитвы, – говорит владыка Иоанн Белгородский. – Например, в семье что-то не получается. <…> Ребенок может истово молиться, когда заболел, или перед экзаменом (каким бы несерьезным нам ни казался этот повод). <…> Ребенок молится, когда ищет покровительства.
И надо поощрять в нем чувство необходимости такого покровительства, которое бы основывалось на любви. Ребенку понятно, когда ему объясняют, что Бог любит нас всегда, но особую любовь Он являет тому, кто свою любовь дарует Ему». Правильно поданное и оттого правильно понятое молитвенное делание станет верным залогом неуклонного движения ребенка к Богу и Церкви.
Не заставляйте повзрослевших
И последнее, о чем хотелось бы сказать. Несмотря на все наши усилия, порой наступает период, когда повзрослевшие дети отходят от веры. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что одному Богу известно, каким выйдет ребенок из подросткового возраста, каким человеком он станет. Что же делать в таком случае? – беспокоятся родители. «Не заставлять, – отвечает владыка Иоанн Белгородский. – Тут ведь вопрос совершенно другого качества отношений: хочешь, чтобы ребенок вернулся в храм, – молись об этом. И недаром в молитвословах так много молитв матерей о своих неразумных чадах. <…> Укрепиться можно только молитвой, <…> и то, что невозможно для человека, возможно для Бога».
Святые отцы учат, что терпение трудностей, связанных с воспитанием наших детей, – это спасительный крест, «иго Господне», благодаря которому соделывается наше спасение. «Ребенок в храме» – это не только цель, к которой мы движемся, это живое свидетельство наших духовных достижений и падений. А потому будем неустанно искать Того, Кто из распадающейся нашей природы создает «новую тварь», и сами себя и детей наших Христу Богу предадим.