Поиск

Как учиться молитве


Учиться молитве
«Непрестанно молитесь» – заповедовал апостол всем верным ученикам Христа. У новоначального хри­стианина эта заповедь вызы­вает недоумение: каким обра­зом может молитва настоль­ко тесно войти в повседнев­ную жизнь? Ответы на самые распространенные вопросы о молитвенном дела­нии в этой статье.

Как учиться молитве челове­ку, который только начинает свой путь к вере

Для человека, который приходит к вере, находит Бога в своей душе и сво­ей жизни, важно, прежде вс
его, научить­ся обращаться к Богу: приходить к Нему за помощью, просить прощения за свои проступки, согрешения, обязательно научиться благодарить. Человек, который решил стать христианином, должен начать с того, чтобы во всякое время, во всяком месте призывать Бога.

Выходя из дому, гово­рить: «Господи, благослови! Господи, помоги!» – придя домой – «Слава тебе, Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты мне помог сделать свои дела и вернуться целым и невредимым!» На работе, в транспорте, или даже во время беседы с другим лицом христианин может про себя, мысленно произносить слова кратких молитв.

Тем самым человек не только не отвлечется от беседы или дела, а наоборот, как показывает практика, его ум будет более сосредоточенным, и он лучше сможет сделать свои дела. Отходя ко сну, тоже можно читать молитву Иисусову или краткую молитву «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, предаю дух мой».

Обращаясь с просьбой к Господу, не следует просить о том, чтобы Бог сделал именно так, как я хочу. Часто мы желаем чего-то, а это желание наше, если исполнится, приведет к нехорошим, гибельным последствиям. Поэтому Господь ино­гда не дает нам того, чего мы хотим, а устраи­вает нашу жизнь по-другому, как нам полезнее для нашего спасения.

Будем смотреть на Госпо­да нашего Иисуса Христа, Который, молясь Сво­ему Отцу, говорил: «…не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Так и мы, прося Бога о чем-то, долж­ны в заключение всех своих просьб говорить: «На все воля Твоя, Господи. Не как я хочу, но как Ты, пусть будет». И тогда мы, как чада Божии, как дети любви Божией, будем иметь от Бога имен­но то, что нам нужно и полезно, даже если мы сами об этом и не знаем.

Обязательно нужно научиться следить за со­бой и сразу же, заметив в себе какое-то грехов­ное движение, греховную мысль, каяться Богу. Не ждать, когда придет время исповеди, мы придем в Церковь и расскажем священнику о своем грехе, а как только мы осудили, или плохо подумали, или что-либо греховное сделали, тут же надо каяться. Такая постоянная покаянная молитва тоже должна сопутствовать человеку.

Почему так важна постоянная молитва для христиа­нина

Потому что для христианина это, на­верное, и есть сама жизнь. Давайте заду­маемся: что такое молитва? Часто говорят о ней как о некой беседе с Богом, но это определение, на мой взгляд, недостаточ­но. Беседа подразумевает спокойную об­становку, равенство тех, кто беседует, они могут быть согласны или не согласны друг с другом. Мне ближе образ молитвы как мольбы утопающего о спасении; как кри­ка заблудившегося в лесу о том, чтобы кто-то показал ему дорогу и вывел.

Но в то же время молитва – это еще и радостное общение, встреча с Тем, Кого ты любишь больше всего. Мы ведь никог­да не устаем общаться и разговаривать с теми, кого мы любим. И если действитель­но мы любим Бога – а именно это является основной чертой христианина – то молит­ва не является для нас какой-то обязанно­стью или повинностью, а скорее радост­ным правом, счастливой возможностью встретиться с Любимым.

Достаточно ли только такого молитвенного обращения к Богу

Нет, этого недостаточно для того, чтобы человек расположил свою душу к более тесному единению с Богом, достиг более внимательной, сосредоточенной молитвы, приносящей плоды. Очень важно приучать себя к ежедневной цер­ковной молитве, к молитвенному правилу, со­ставленному из молитв святых отцов.

Все молитвы, которые мы читаем в молитвос­лове, не были написаны кем-то специально, что­бы потом другие люди этими словами молились. Эти молитвы исходили из сердца святых людей, которые на высоте своего духовного состояния входили в непосредственное общение с Богом. Потом эти слова записали их ученики, для того чтобы другие люди могли проникнуться таким же молитвенным горением. Читая молитвы свя­тых, мы приобщаемся той благодати, которую эти люди имели в своей душе, приобщаемся их смирению, покаянному чувству и прочим до­бродетелям.

Молитва

Человеку, особенно мирскому, который об­ременен многими обязанностями, делами, очень важно найти для себя время, свободное от всех забот, от всех проблем – буквально вы­кроить это время – и посвятить его такой молит­ве. Не ограничиваться молитвой, совершаемой «между делом». Пусть это будет время поначалу небольшое – пять или десять минут утром и ве­чером, или в середине дня, но чтобы это было время, полностью посвященное молитве. Чтобы мы могли уединиться, стать в тишине, успокоить свои мысли, как говорится в начале утренних молитв, и из тишины начать свое общение с Бо­гом.

Никогда не ставьте перед собой задачу про­читать определенное количество молитв. Го­раздо полезнее уделить молитве определенное время, чтобы читаемые слова дошли и до ума, и до сердца. Молитвы нужно не просто «вычиты­вать», а произносить каждое их слово как свое.

Стоять на молитве нужно ровно, потому что от положения тела человека зависит его молит­венный настрой: расслабленное тело рассла­бляет и душу, и ум. Желательно иметь перед гла­зами православную икону. Икон не обязательно должно быть много, можно иметь одну, но соот­ветствующую канонам Православной Церкви.

Если во время молитвы мысли отвлекаются, уходят в сторону, то унывать и отчаиваться не нужно, нужно бороться с этим, собирать свои мысли и продолжать молитву. Не стоит начи­нать молитвы сначала, если вдруг в течение молитвенного правила мысли ушли в сторону. Достаточно бывает остановиться и начать с того места, на котором молитва прекратилась из-за нашествия помыслов.

Бывает, что мы большое время уделяем мо­литве, но только эпизодически, раз в неделю. Зато в другие дни можем и совсем не помолить­ся. Такого допускать не следует – в любом деле, и особенно в молитвенном, важна последова­тельность и постоянство. Недостаток утренней и вечерней молитвы может компенсировать бо­лее усердное делание в течение дня – это будет тоже полезно для нашей души.

Великое благо и великая радость наступает в той душе, которая не пренебрегает молит­венным правилом. При этом всякое молитвен­ное правило – и сокращенное, и восполненное молитвой своими словами – будет угодно Богу, если человек будет молиться со вниманием, бу­дет соединять с молитвой желание жить по хри­стиански, борьбу со своими страстями.

Спаси Вас Господи!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Жизнь в православии | православие и современность
Поддержка: toppromote.ru