Содержание статьи
Что такое эвтаназия
Жизнь не стоит на месте. Каждый день в привычный нам мир вторгаются новые явления, формируя новую реальность. В нашей воле – принимать их или противостоять им. Одно из таких явлений – эвтаназия. Убийство больного по его просьбе уже узаконено в некоторых странах. Согласно законодательству Украины, эвтаназия – это убийство. По данным социологического опроса, проведенного полгода назад, более половины украинцев с этим утверждением не согласны. А Вы?
Нет человека – нет проблемы?
Что же такое эвтаназия? «Эвтаназией» (от греческих слов: ей – «хорошо» и tha/natos – «смерть») принято называть приближение смерти больного по его просьбе какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
“Христианския кончины живота нашего,
безболезненны, непостыдны, мирны
и доброго ответа на Страшном Судищи Христове просим”
Прошение ектеньи
Главным аргументом апологетов этого новшества является собственное «милосердие»: на умирающего человека тяжело смотреть, поэтому давайте его добьем, чтобы он сам не мучился и нас не мучил. Резонно? Вроде бы да. А если добавить к этому красивые постулаты – «каждый человек имеет право умереть достойно» и «запрет эвтаназии – это посягательство на конституционное право человека на жизнь (а, значит, и на свободу распоряжаться своей жизнью)» – создается впечатление, что эвтаназия нашему обществу необходима. Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего определить, чем для нас является жизнь, умирание и смерть.
Жизнь – это навсегда?
К смерти привыкнуть невозможно. Зачастую когда узнаешь о том, что еще кого-то с нами уже нет, первой реакцией становится «не может быть!». Это вполне естественно: любой человек, даже самый убежденный атеист, в глубине души помнит, что мы созданы не для смерти, а для бессмертия. После грехопадения смерть получила власть над человеком, но Воскресший Христос упразднил ее, открыв нам дверь в Жизнь Вечную.
Почему же люди продолжают умирать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить понятие «смерть». С одной стороны, смертью можно назвать прекращение процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Материалисту такая смерть представляется концом его существования, но для христианина она – лишь переход в иное качество бытия. Человеческая душа не умирает вместе с телом, а продолжает жить, ожидая второго и окончательного соединения с ним – воскресения мертвых. Но как бы мы ни воспринимали эту смерть, от нее не уйдет никто: ни атеист, ни верующий. От какой же смерти нас освободил Христос?
Православие понимает жизнь и смерть в ином масштабе, в иной системе координат. Для христианина центр и источник жизни – это Бог. «Я еемь путь и истина и жизнь», – говорит Господь (Ин. 14, 6). Настоящая смерть появляется там, где нет Бога. Но есть ли такое место, где нет Вездесущего? Оказывается, есть: это сердце человека, который Его отвергает. Господь из такого сердца тихо уходит и никогда не возвращается, чтобы взломать его дверь насильно. Он смиренно стоит у двери и стучит, оставляя за нами выбор: открыть или сделать вид, что мы ничего не слышим. Однако порой в шуме житейской суеты действительно очень трудно, практически невозможно расслышать этот стук. А Господь не просто нас уважает – он нас любит, и поэтому до конца нашей жизни ставит нас в такие условия, чтобы мы Его расслышали. Чтобы для погибающих это был взвешенный и осознанный выбор, а не нелепая случайность.
Шанс осознать себя не смертным куском мяса с набором рефлексов, а бессмертным и любящим со-творцом мира, войти не в вечную смерть, а в Вечную Жизнь, остается всегда – до последнего мгновения земной жизни. Но потом уже становится непоправимо поздно. И порой долгая болезнь и предсмертная агония, которая по земным меркам является самым страшным, что может произойти с человеком, по меркам Небесным становится единственной возможностью избежать вечной и гораздо более страшной агонии.
Давайте попробуем проанализировать изложенную ниже информацию с этой точки зрения.
Церковь и эвтаназия
В светских средствах массовой информации можно прочесть, что Православная Церковь однозначно против эвтаназии, потому что чем больше человек будет мучиться на земле, тем больше он будет блаженствовать на Небе. Такое понимание церковного учения неверно.
За каждым Богослужением мы молимся о даровании нам непостыдной и мирной кончины. Это не внезапная смерть, о которой мечтают люди неверующие, а такой переход в Вечность, который позволит оглянуться назад, глубоко и вдумчиво исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин. Конечно, по-человечески, не хочется при этом страдать. Но если Господь о ком-то из нас решит по-другому – нужно учиться без ропота принимать и такую волю Божию о себе. Да, это трудно и больно, это на пределе человеческих сил. На пределе – но не выше. Через телесную немощь Господь показывает нам, что кроме тела у нас есть душа, которая тоже может жить глубокой и насыщенной жизнью.
Сторонники эватназии в некоторых странах
Сторонники эвтаназии понимают не постыдную и мирную кончину иначе: «В 1990 году (в Нидерландах. – С.О.) пациенты просили об эвтаназии по следующим причинам:
- потеря чувства собственного достоинства – 57% случаев,
- боль -46%, недостойное умирание -46%,
- зависимость от окружающих – 33%,
- усталость от жизни – 23%.
Лишь в 10 из 187 случаев боль была приведена единственной причиной. Эти результаты перекликаются с данными других исследований, также проведенных в Нидерландах, согласно которым боль была важнейшей причиной лишь в 5% случаев. Оказалось, что пациенты, привыкшие переносить боль, в меньшей степени жаждут эвтаназии, чем пациенты, страдающие от депрессии.
На примере Нидерландов видно, что главными причинами просьб об эвтаназии являются утрата чувства собственного достоинства и недостойный человека процесс умирания, который пациент считает абсолютно неприемлемым». Мы видим обратную картину: если мое тело отказывается мне служить – я уже не человек. Как следствие – уныние, отчаяние и самоубийство. Но если не побороть в себе уныние и отчаяние здесь, за порогом смерти они не закончатся. То, от чего человек пытался убежать, останется с ним уже навсегда.
О родных и близких
Отдельно следует сказать о родных и близких безнадежно больных людей. Для них такая ситуация – экзамен на любовь и верность. Как мы поведем себя, если это коснется и нас? Постараемся до конца поддержать и согреть своей любовью, как бы тяжело это не было или убьем и пойдем дальше заниматься своими делами? Современный мир, к сожалению, все чаще и чаще выбирает второй вариант.
Эвтаназия – особая форма убийства
Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике Московского Патриархата считает необходимым заявить следующее:
«Признавая ценность жизни каждого человека, его свободу и достоинство как уникальных свойств личности, созданной по образу и подобию Божию, православные священнослужители, ученые, врачи считают недопустимым реализацию любых попыток легализации эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства (по решению врачей или согласию родственников), либо самоубийства (по просьбе пациента), либо сочетание того и другого. Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку ее применение неизбежно приведет:
- к криминализации медицины и к потере социального доверия к институту здравоохранения;
- к поруганию бесценного дара человеческой жизни;
- к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга;
- к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т.п.;
- к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди «не убий».