Подписка на обновления
Поиск
Популярно

Никола Тесла. Биография Николы Теслы. Высказывания Николы Теслы.


Тесла Никола

Речь, произнесенная на торжественном вечере в память о 70-й годовщине со дня смерти Николы Теслы

Этот вечер проведен Организацией сербских студентов в Калифорнийском университете в Беркли.

Ваше Преосвященство, епископ Максим, высокопреподобные и преподобные отцы, высокочтимые коллеги, дорогие студенты и друзья, для меня является честью приглашение обратиться к вам с речью от имени Сербской Православной Церкви и Православного богословского факультета Белградского университета по случаю празднования Дня Святого Саввы здесь, в Сан-Франциско. Мне предстоит говорить также и об известном сербско-американском ученом Николе Тесле (1856-1943). Меня попросили рассмотреть, по возможности кратко, его наследие с точки зрения Сербской Православной Церкви. По моему скромному мнению, нижеследующие рассуждения дают разумную и справедливую оценку того места, которое он занимает в коллективной живой памяти Сербской Православной Церкви.

Биография Николы Теслы


Ни́кола Те́сла (серб. Никола Тесла, англ. Nikola Tesla; 10 июля 1856, Смилян,Австрийская империя, ныне в Хорватии — 7 января 1943, Нью-Йорк, США) —изобретатель в области электротехники и радиотехники, инженер, физик. Родился и вырос в Австро-Венгрии, в последующие годы в основном работал во Франции иСША. В 1891 году получил американское гражданство. По национальности — серб.

Широко известен благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе, многофазных систем и электродвигателя, позволивших совершить так называемый второй этап промышленной революции.

Также он известен как сторонник существования эфира: известны многочисленные его опыты и эксперименты, имевшие целью показать наличие эфира как особой формы материи, поддающейся использованию в технике.

Именем Н. Теслы названа единица измерения плотности магнитного потока(магнитной индукции). Среди многих наград учёного — медали Э. Крессона, Дж. Скотта, Т. Эдисона.

Современники-биографы считали Теслу «человеком, который изобрёл XX век» и «святым заступником» современного электричества. После демонстрации радио и победы в «Войне токов» Тесла получил повсеместное признание как выдающийся инженер-электротехник и изобретатель. Ранние работы Теслы проложили путь современной электротехнике, его открытия раннего периода имели инновационное значение. В США по известности Тесла мог конкурировать с любым изобретателем или учёным в истории или популярной культуре. Источник Википедия

Никола Тесла и Сербская православная Церковь

Деяния Теслы

Как представляется, в данном случае следующие слова Господа нашего Иисуса Христа могут быть основным критерием оценки: «По их делам узнаете их» (Мф. 7:16). Плоды работы Теслы светодарны как в буквальном, так и в духовном смысле.

С одной стороны, он ввел мир в новую эру цивилизации - век электромагнитной генерации электричества и связанных с ним отраслей.

С вашего позволения, назову лишь несколько его достижений: революционные несинхронный двухфазный двигатель переменного тока и трансформатор переменного тока, системы беспроводной передачи энергии и информации, огромный вклад в другие области, такие как рентгенография, радиосвязь и дистанционное управление, не говоря уже о пред¬сказаниях появления интернета и мобильной связи.

С другой стороны, он был сам светом, но в ином, я бы сказал, в духовном смысле. Ибо Никола Тесла «раскрывал» тайну света также и своей личностью. Как ученый, это, возможно, самый выдающийся изобретатель всех времен. Как человек, он без сомнения являет собой выдающийся пример аскетического воздержания, чистоты мыслей и благости в поведении. И в той и в другой ипостасях он принес человечеству неоценимую пользу. Давать свет другим есть добро: быть добрым самому означает просвещать других.

О Николе Тесле можно сказать и то и другое. Поэтому Сербская Православная Церковь всегда без сомнения признавала Теслу своим членом. Я даже позволю себе утверждать следующее: есть связь, особая связь (которую, однако, только предстоит внимательно изучить) между личностью Николы Теслы и тем, что, я полагаю, является светодарными энергиями Святого Духа. Эти энергии даны всем тварям Господом нашим Иисусом Христом - Логосом, посредством Которого все сотворено (Ин. 1:3; Откр. 4:11).

По Его собственным словам, «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). В этой связи, иконичное изображение Теслы, на котором он с раскрытой перед ним книгой сидит в окружении молний, исходящих из его усиливающего передатчика в лаборатории в Колорадо Спрингс, кажется неким духовным пророческим событием, а не только удивительной иллюстрацией того, как работал гений научной мысли. Ведь эта картина изображает единение физической и метафизической сторон тайны света - одновременно, и возвышенное проникновение в тайну благотворного действия Света.

Высказывания Николы Теслы

Но это еще не все. Нельзя забыть слова самого Теслы о вере, Боге и религии - слова, произнесенные в отчетливом Христианском контексте:
«Я вижу страдающего друга, и страдаю сам: мой друг и я - одно. А вот я вижу поверженного врага, сгусток материи, который из всех других сгустков материи в целой вселенной мне наименее дорог, и все же это печалит меня. Не доказывает ли это, что каждый из нас - лишь часть целого?»

Следующие размышления этого выдающегося человека тоже показательны: «Много лет я усиленно размышлял, путался в догадках и теориях, рассматривая человека как массу, движимую силой, анализируя его необъяснимое движение в свете теории механического движения и применяя в этом анализе простые принципы механики, пока я не пришел к решениям, которым меня научили еще в раннем детстве. Эти три слова [еда, мир, работа] возвещают основные мысли в Христианской религии. Их научное значение и предназначения сейчас для меня ясны: увеличивать энергию человечества.

Никола Тесла

Никола Тесла

Когда мы признаем это, мы не можем не поразиться тому, насколько глубоко мудрой и научной и сколь безмерно жизненной является христианская религия, и насколько сильно она отличается в этом отношении от других религий» (ПУ 192-193).

Характерной чертой, составляющей сущность христианства, является умение не просто терпеть своего врага, а любить его, несмотря на его неприкрытую вражду. Как сказано самим Христом, «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6:27-29; Мф. 5:39). Поэтому приведенные мысли Николы Теслы выдержаны в поистине Христианском духе.

К вышесказанному нужно добавить еще то, что, как мы видим, приведенные слова ясно иллюстрируют не только твердую веру Теслы в изначальное равенство всех людей как личностей - чувство единства, рожденное духовным сочувствием, - но и его веру в то, что все люди достигают вершины своих возможностей, живя согласно основным, как он полагал, положениям учения Христа и его последователей, и далее, он решается делать научные выводы из перечисленных заповедей Христианской религии, которая, добавляет он, имеет особый характер и отличается от других религий.

Верно также и то, что в других случаях он высказывал мнения, не совсем созвучные с тем, что мы считаем правильным, скажем так, с полностью православной точки зрения. Например, приравнивание буддистского учения о равенстве людей христианскому вероучению, или отрицание «религии» как «культа», или рассуждения на тему быстротечности личностности в любом человеке.

Вместе с тем эти взгляды можно объяснить его беззаветным стремлением служить всему человечеству, его либеральной всеохватностью и тем фактом, что он прекрасно понимал, что Бог и религия не одно и то же и не сводятся друг к другу. Особым образом Тесла отдал себя Богу, поскольку религия может быть, а часто и есть искажение истинной сущности Бога.

И поэтому, согласно одному из источников, он говорит следующее:

«Религия - это просто идеал. Это идеальная сила, которая стремится освободить человека от уз материальности. Я не верю, что материя и энергия взаимозаменяемы, как и в то, что тело и душа взаимозаменяемы. Во вселенной так много материи, и ее невозможно разрушить. Согласно моему видению жизни на этой планете, индивидуальности не существует. Возможно, это звучит нелепо, но я верю, что каждый человек - это всего лишь волна, проходящая сквозь пространство, ежеминутно, по мере прохождения меняющаяся и в конце концов однажды просто растворяющаяся».

Однако даже из приведенных только что слов видно, что Тесла признает религию - даже если это только проекция человеческих желаний на истинно сущее - в качестве избавительной силы. А его оговорка по поводу человеческой личностности объясняется тем, что, как он говорит, он рассматривает «жизнь на этой планете», иначе, по словам богословов, «жизнь в условиях, появившихся в результате перво¬начального грехопадения».

И наконец, приравнивание буддизма и христианства - это, снова-таки, результат его веры в мир - и единство всей твари, - понимаемый как следствие учения о фундаментально божественном потенциале всех людей, предстоящих - или, как он сам, коленопредстоящих5 - Богу, но не обязательно «религии», трактуемой как представление смертных и падших людей о сущности Бога.

И даже в этом случае Тесла снова утверждает, а не отрицает:

«Долгое время эта идея [что каждый из нас - брат или сестра друг другу и часть целого] утверждалась в высшей степени мудром религиозном учении, возможно, не только с целью утверждения мира и гармонии среди людей, но и как глубокая истина. Буддист выражает ее одним способом, христианин - другим, но оба говорят о том же: Мы все - одно» (ПУ 177);

в конце концов, эти слова (в квазиаристотелевском смысле) выражают широчайший богословский смысл:

«...Я убежден, что космос един и в материальном, и в духовном смысле. Во вселенной есть центр, откуда мы черпаем всю нашу силу, все вдохновение: он влечет нас; я ощущаю его действие и ценности, испускаемые во всю вселенную и содержащие ее в гармонии. Я не постиг тайны этого центра, но я знаю, что он существует, и когда я хочу описать его материально, я думаю о нем как о Свете, а когда я пытаюсь постичь его духовно, он предстает как Красота и Милость. Тот, кто имеет эту веру внутри, чувствует себя сильным, труд для него в радость, поскольку он чувствует себя звуком в гармонии вселенной».

Церковное наследие Теслы


Предложенные выше аргументы для нас, представителей Сербской Православной Церкви, достаточны, чтобы признать Николу Теслу одним из нас. Это проистекает из всеохватности Православной церкви в вопросах духовности, учения и веры, в частности, из возможности принимать отличное по принципу икономии.

Никола Тесла

Именно это позволяет нам чтить Николу Теслу как одного из нас, хотя он и принадлежит всему человечеству, несмотря на свою беспрецедентную уникальность - или благодаря ей.

Что мы знаем о его родственниках:

  1. Его отец, Милутин Тесла - священник Сербской Православной Церкви, открыл сыну чудо божественной литургии в своем приходском храме, где Тесла был звонарем (хотя в детстве ему и не нравилось быть обязанным находиться в церкви каждое воскресенье);
  2. его мать - Жоржина-Джука Тесла (урожденная Мандич), чьи отец и брат тоже были священниками Сербской Православной Церкви;
  3. его крестил, в Сербской Православной Церкви и по сербскому обряду, священник Тома Оклопджия; наставлен в вере он был, скорее всего, православным священником Миле Лемаичем (или Филиппом Лемаичем);
  4. все три его сестры - Ангелина, Милка и Марица - вышли замуж за священников Сербской Православной Церкви;
  5. сын Ангелины, ученый-богослов Петроние Трбоевич (1876-1933), стал игуменом монастыря Шишатовац, и Никола Тесла обменивался со своим племянником полными нежных чувств письмами;
  6. более того, важнейшую поддержку в школьные годы ему оказал дядя и благодетель Митрополит Сараево Николай Мандич (1840- 1907);

Кроме того:

  • он считал свой экземпляр служебника (Служабник, Венеция, 1519) самой ценной книгой в библиотеке;
  • он был президентом Сербского церковно-образовательного сообщества в Нью-Йорке;
  • он был попечителем церкви Святого Саввы в Гэри, в штате Индиана (1938);
  • он был награжден Орденом Святого Саввы I Степени (1892).

Он принадлежал всем, он был от Бога

И в то же время он всегда избегал националистических или узкоконфессиональных терминов, когда говорил о Боге, о христианстве, о фундаментальном единстве и единении человечества, созданного по образу высшей Реальности, то есть по принципам Света, Красоты и Милости. Он был сербом, но и американцем, он был нашим, но и принадлежал всем.

Но так можно сказать и о самом Христе: он принадлежит отдельно тебе и мне, и всем «вообще», преодолевая границы времени и пространства, социальных и экономических классов, рас и полов.

Так бывает у Бога и у тех, кто от Бога: Тесла был от Бога. Он не стал священником Сербской Православной Церкви, хотя его отец искренне молился об этом - но он стал «священником» науки света и энергии, принесшей, как мы все видим, благие плоды.

Он родился в балканской деревушке Смиляне, а похоронили его в Нью-Йорке в соборе Святого Иоанна Богослова, одном из величайших неоготических соборов мира; начал заупокойную службу Епископ Епископальной церкви Уилльям Т. Мэнниг, а завершил ее протопресвитер, преподобный отец Душан Й. Шуклетович, священник храма Святого Саввы, принадлежащего Сербской Православной Церкви, вместе с пресвитером отцом Миланом Мрвичанином.

Никола Тесла

Так что нет ничего удивительного в том, что бюсты Михайла Пупина и Николы Теслы стоят рядом с бюстом Святого Николая (Велимировича) во внешнем дворе Сербского Православного Собора в Нижнем Манхэттене, освященного, обратите внимание, в честь Святого Саввы.

Можно с уверенностью сказать, что Святой Савва просветил сербскую нацию
светом Православной веры, сам будучи светом Христовым силой Святого Духа. С такой же уверенностью можно утверждать, что сын священника, Никола Тесла, открыл для всего мира эру сияния, энергии и доселе невообразимого развития и роста.

Оба этих человека работали над общим делом, добром для всех. Обобщая все вышесказанное, в 70-летнюю годовщину со дня кончины Теслы мы не можем не повторить слова его матери, благочестивой женщины из Смиляны, с которыми она на смертном одре обратилась к своему любимому сыну: «Ты пришел, Ниджо, моя гордость». Давайте же споем «Вечную память» нашей гордости, нашему Николе Тесле! Ибо он - наше наследие, и в то же время он унаследовал нас, Церковь. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

С разрешения Организации сербских студентов Беркли эта речь была опубликована 9 февраля 2013 года в Serbica Americana по адресу: www.eserbia.org > Library > Lectures*.

ИСТОЧНИК: «Nikola Tesla and the Serbian Orthodox Church: a St Sava's Day Reflection (Address given for the Berkeley CA Organization of Serbian Students evening of commemoration of the 70th anniversary of Nikola Tesla's death)» The Annual Journal of the Western American Diocese of the Serbian Orthodox Church, (2013) 120-123.

НИКОЛА ТЕСЛА И СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Жизнь в православии
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru